История каратэ
13 июля, 2013 опубликовано karateКАРАТЭ-ДО — японский термин, состоит из трёх слов: «кара» (пустой), «тэ» (рука) и «до» (путь). Вместе они образуют словосочетание «путь пустой руки».
Пытаясь проследить путь боевых искуств, которые способствовали появлению каратэ в Японии, нам придётся пуститься в захватывающее путешествие сквозь народы, страны и время. Погрузиться в мифы, легенды и документальные истории…
II ТЫСЯЧЕЛЕТИЕ ДО Н.Э. Достоверно известно, что в середине II тысячелетия до н.э. в Мессопатамию и Индию пришли загадочные арии, кто они и откуда, до сих пор остаётся загадкой. Русские историки в начале XIX в. считали родиной ариев верховья рек Амударьи и Сырдарьи, а так же земли Южного Урала. С собой арии принесли «Веды» — ведические знания и ведическую литературу. Древние священные тексты, которые, помимо чисто религиозных функций, являлись хранилищем знаний во всех областях жизни: военном деле, медицине, градостроении, математике, астрономии, музыке и т.д. Кроме того арии владели в достаточной степени совершенными системами рукопашного боя с оружием и без него. До сих пор в Индии, существуют системы боя с необычным, специфическим оружием, происхождение которого приписывают ариям.
ИНДИЯ. Ведущие специалисты боевых искусств, в частности из Китая и Японии, изучающие данный вопрос, в большинстве своем сходятся во мнении и связывают возникновение рукопашной борьбы с Индией. Именно там для целей кулачной борьбы была разработана методика закалки рук посредством ударов ими о каменные плиты. Применялся также военный танец, который способом пантомимы подражал движениям кулачных бойцов, а многократное повторение этого танца явилось эффективным методом тренировок. Индийцы с древних времен умели дать отпор врагу не только мечами, но и кулаками. На территории Индии существовало множество княжеств, которые постоянно воевали между собой. Однако позже там пришли к выводу решать все самые острые споры не на поле брани, а путем состязания по » боевым искусствам «: бойцы, по одному с каждой стороны, выходили «на ковер», и исход их поединка решал судьбу конфликта. Так избегали массового кровопролития.
КИТАЙ. Анализируя историю создания и развития китайских единоборств, нельзя не отметить тот факт, что одну из главных ролей в укреплении и распространении единоборств, сыграли монахи и торговцы, путешествующие по Китаю, которые в столкновении с грабителями, вынуждены были применять приёмы самозащиты. Еще более убедительным можно считать следующий факт: крестьяне, угнетенные податями, доведенные до совершенной бедности ростовщиками, часто бежали от своей незавидной судьбы и находили пристанище в монастырях. Поэтому понятно, что оскорбленные, обиженные, затравленные, они охотно увлекались таким элементом монастырской дисциплины, как боевая гимнастика Бодхидхармы (прибыл в Китай в 520 г. н.э.). Отдельные приемы приобрели метафизическое значение, и в них старались найти философскую символику.
ОКИНАВА. Остров Окинава (в переводе – «веревка, извивающаяся в море») сыграл в истории карате немаловажную роль. Эта небольшая часть суши, с высоты птичьего полета действительно напоминающая веревку, не раз подвергалась нападению чужеземцев. Вторжение японских и китайских войск привело к тому, что Окинава стал полностью зависим от этих государств. Уже с 605 года общинам острова приходилось делиться с китайским императором, а с 698 года еще и с японским. Но все же основной этап, на который приходится знакомство островитян с восточными единоборствами, берет свое начало в 1422 году. В это время бразды правления принадлежали Се Хасину, грамотная политика которого привела к тому, что Окинава стал одним из важнейших центров торговли и судоходства. А это, как вы понимаете, привело к постоянному наплыву иностранцев со всего света. Местные жители с удовольствием черпали знания о различных тактиках ведения боя, привезенных со всех уголков земного шара. Китайский бокс (цюань-фа), или, кэмпо, также не остался без внимания окинавцев.
ЯПОНИЯ. То, что японское каратэ имеет индийские корни, на сегодняшний день не подлежит сомнению. А среди многих учителей боевых искусств, которые попали на Японские острова, особую роль сыграл учитель Гитин Фунакоши. В 1916 году мастер Гитин Фунакоши (1868–1957) приехал с острова Окинава в Токио. Основываясь на знаниях, полученных на архипелаге, он взялся систематизировать и объединить разрозненные приемы и методы различных китайских стилей с традициями и техникой «Окинава-тэ». С этой целью Фунакоши организовывал всевозможные туры по городам Японии, в ходе которых публика могла увидеть показательные выступления мастера. Так, в 1921 году восхищенные зрители имели возможность наблюдать демонстрацию техники каратэ-дзюдзюцу (искусство китайской руки) в исполнении Гитина Фунакоши. Зрелище проходило во время фестиваля боевых искусств в Токио, и завороженные японцы впервые тогда услышали термин «каратэ». В этой же выставке участвовал и уже известный к тому времени Дзигоро Кано основатель дзю-до. Многие по достоинству оценили предложенную технику, и уже в 1931 году каратэ-дзюцу изучали во всех университетах страны. . В 1936 году были собраны средства для открытия первого зала — додзе. Несколько ранее Фунакоши издал две книги о каратэ, которые принесли ему большую популярность. Кроме всего прочего, автор книг добавил к дикому боевому искусству философско-моральное толкование и приспособил его к душевному складу японцев и специфике японской культуры. Многое он позаимствовал из дзюдо (церемониал, систему иерархии степеней, распорядок) и вообще из японских обычаев. Если верить истории, ситуацию изменил сын Гитина Фунакоши – Йоситака. Именно он превратил боевое каратэ, несущее в себе смертоносную силу, в карате мирное, несущее в себе культуру и мораль и предназначавшееся для духовного воспитания человека. Здесь акцент делался не на силе, а на технике исполнения и красоте. Другими словами, основой такого карате являлось изучение тактики ведения боя с целью познания самого себя. В том же 1936 году состоялось собрание так называемой «Большой семьи окинавского каратэ». На заседании обсуждался вопрос об увеличении числа стилей и о сложности контроля над уровнем преподавания. В итоге было принято решение о том, что у всех школ есть свои достоинства и недостатки, но в то же время любая из них имеет право на существование. Помимо этого было принято еще одно важное решение. До того времени термин «каратэ» в дословном переводе означал «китайская рука», поэтому из-за внешнеполитической ситуации в Японии китайский иероглиф «кара», обозначающий Китай, пришлось поменять на созвучный японский иероглиф «кара», обозначающий пустоту. Сделано это было для того, чтобы не разрушать годами существовавший и прижившийся термин, но в то же время оградить Японию от всего китайского. Люди, так или иначе причастные к боевому искусству, поняли, что каратэ давно уже стало дисциплиной, прекратило свое существование только лишь как прикладной аспект, превратилось в спорт и коренным образом изменило свою сущность. В итоге иероглиф «дзюцу» (искусство) поменяли на «до» (путь), и карате приобрело совершенно другой, глубинный смысл и в переводе стало означать «путь пустой руки».
В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ. Прошло не так много времени с момента т.н. официального представления каратэ Миру, как в Японии появились десятки и даже сотни стилей и школ объединяющих себя термином каратэ-до. Однако далеко не всем им было суждено приобрести такую популярность и известность, которая выпала на долю школы Киокушинкай, основателем которой явился Масутацу Ояма. Именно с его приходом произошло революционное разделение вех существующих стилей каратэ на жёсткие, силовые, контактные – где победа в поединках присуждается за реальную победу над соперником, как правило, нокаутом или нокдауном, и стилями, которые признавали лишь ограниченный контакт, ссылаясь на то, что такое каратэ им оставил сам Гитин Фунакоши и менять ничего не следует. Тем не менее, сейчас каратэ, как и многие другие боевые искусства претерпело значительное изменение. Связано это с тем, что были созданы новые методики, разработаны новые средства совершенствования техники приёмов, основанные на современных достижениях науки. Это сделало тренировки более эффективнее. Проведение Мировых чемпионатов, в значительной степени обогатило арсенал приёмов каратэ и позволило использовать передовые методы тренировок в более широком масштабе. Естественно, сегодняшние мастера каратэ имеют больше опыта и знаний, чем мастера прошлого. На их вооружении стоят современная наука и СМИ: интернет, множество переведённых книг со всего Мира, фото и видео записи. Всё это позволяет перенимать передовой опыт без всяких проблем. Подобное было невозможно ещё в недалёком в прошлом.
Сегодня каратэ — это не просто искусство боя. Это стиль жизни, инструмент позволяющий постигнуть цель и смысл существования. Во время долгих и утомительных часов тренировок, каждый проходит через множество тестов. Они позволяют проявиться силе характера и силе духа. Часто человек преодолевает и побеждает сам себя, делает такое, на что в принципе, не был способен. Достигнув нового уровня, выдержав очередной экзамен, познав новую технику, видишь следующий этап, требующий ещё больше сил и трудолюбия. Стремление к бесконечному совершенствованию техники развивает настоящий бойцовский дух, помогающий тем, кто занимается каратэ многие годы, преодолеть трудности, готовые остановить кого угодно.
Сергей Олин
Тэги: